- 6 -
"Истинное каратэ-до состоит в том, чтобы в обыденное время держать и ВОСПИТЫВАТЬ свой РАЗУМ и своё тело в духе смирения; а в судьбоносный час всецело отдавать себя делу справедливости". /Фунакоси Гитин/
Заветы Фунакоси (нидзю-кун):
1. Каратэ-до начинается с вежливости.
2. Каратэ не для нападения.
3. Каратэ - это орудие справедливости.
4. Вначале познай себя, затем других.
5. Дух более важен, чем техника.
6. Держи раскрепощённым свой разум.
7. Случайности - результат небрежности.
8. Практикуй каратэ не только в додзё.
9. Чтобы учиться каратэ, вам понадобится вся жизнь.
10. Сопоставь свои проблемы с духом каратэ.
11. Каратэ как горячая вода, если ты её не подогреваешь, то она становится холодной.
12. Не питай ни идеи победы, ни идеи поражения.
13. Изменяй себя соответственно своему противнику.
14. Секрет поединка заключается в искусстве управления им.
15. Думай о своих руках и ногах, как о мечах.
16. Когда вы покидаете ваш дом, думайте о том, что вас ждут многочисленные противники. Такое ваше поведение позволяет сохранить бдительность.
17. Начинающие должны изучать низкие стойки и положения тела; естественные стойки для продвинутых.
18. Стремитесь к совершенству в ката; реальный поединок даст кое-что ещё.
19. Правильно применяйте силу и слабость энергии, напряжение и расслабление тела, медленные и быстрые приёмы.
20. Всегда стремитесь изучить это и выразить ещё лучше.
Итак, этика. Это философская наука, объектом изучения которой является мораль. Термин ethika был введён Аристотелем. Этику принято считать практической философией в отличие от собственно теоретического знания о мире. Специфика этики состоит в том, что она обосновывает цели практической деятельности человека в форме идей о должном, о добре и зле, в виде идеалов, моральных принципов и норм поведения, учения о назначении и смысле жизни человека. Задача этики не только в том, чтобы описывать и объяснять мораль, но прежде всего в том, чтобы научить морали - предложить ИДЕАЛЬНУЮ МОДЕЛЬ МЕЖЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ, в которой снято отчуждение между индивидом и родом, а счастье совпадает с добром. С точки зрения рассматриваемой идеи, ТРАДИЦИОННОЕ Каратэ-до выступает не как спорт, а как ФИЛОСОФСКАЯ ШКОЛА этики! Фунакоши в своей замене исходного иероглифа "кара", означавшего "Китай", на иероглиф со значением "пустой" руководствовался особыми соображениями. То, что чисто японское каратэ-до не использует иного оружия, кроме исключительно частей человеческого тела, дает формальное основание для перевода "каратэ" как "пустая рука". Но явное несоответствие подобного толкования с тем обстоятельством, что окинавские системы каратэ всегда включали использование определенного вида оружия, было одной из причин негодования на Окинаве сторонников традиционного каратэ по поводу замены со стороны Фунакоши иероглифа. Фунакоши дал объяснение произошедшему недоразумению и получил поддержку от своих соотечественников. Он объяснил, что использование иероглифа "кара" (пустой) основывается на концепции "пустотелости", означающей "бескорыстие". Поэтому "пустотелость", выражаемая новым иероглифом, говорит о состоянии человека, когда он "опустошается", т.е. лишается эгоистических устремлений с тем, чтобы дать беспрепятственно развиваться духовному зрению. Такое новое прочтение для "кара", на чем настаивал Фунакоши, давало философское звучание тому, что ранее воспринималось в своей основе как физический вид искусства: "Как отполированная поверхность зеркала отражает все, что стоит перед ней, а тихое ущелье удерживает внутри даже шорохи, так занимающийся каратэ-до должен сделать свой ум порожним от себялюбия и гордыни, дабы надлежащим образом встретить все, с чем бы он ни столкнулся". Таков смысл "кара", иначе "порожнего", в слове "каратэ-до".
... продолжение следует ...